Образовательная система «ШКОЛА 2100» – основные этапы развития


1988–1991 гг.

Работа академиков РАО А.А. Леонтьева и Ш.А. Амонашвили в составе ВНИКа «Школа» МО РФ по реформированию российского образования. Разработка А.А. Леонтьевым концептуальных основ обновления содержания образования и принципов создания учебников нового поколения.

А.А. Леонтьев

Ш.А. Амонашвили


1990 г.

Начало апробации книг для чтения серии «Свободный ум» Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, учебника «Моя любимая Азбука» и прописей О.В. Прониной «Мои волшебные пальчики». Продолжение апробации учебников «Математика» Л.Г. Петерсон, «Детская риторика» Т.А. Ладыженской.


1992–1996 г.

Апробация учебников по курсу «Окружающий мир» А.А. Вахрушева и др., учебников информатики А.В. Горячева, русского языка Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной.


1994 г.

Первый Всероссийский конкурс на лучшую методическую разработку уроков по книгам для чтения серии «Свободный ум» и другим учебникам, созданным для 4-летней начальной школы.


1994–1995 гг.

Объединение авторов учебников Р.Н. Бунеева, Т.А. Ладыженской, Л.Г. Петерсон, Г.В. Дорофеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной, А.В. Горячева на единых концептуальных позициях. Совместная корректировка программ и учебников, создание системы повышения квалификации учителей.

– А ты кто?
– А я волчок–серый бочок.
– Если ты за развивающее
обучение, то иди к нам жить!


1996 г.

Объединение авторов учебников в рамках Ассоциации «Школа 2000...» (президент - профессор Г.В. Дорофеев, научный руководитель – академик РАО А.А. Леонтьев, вице-президенты – доцент Л.Г. Петерсон, доцент Р.Н. Бунеев). Принятие решения о создании комплекта непрерывных курсов для ДОУ, начальной и основной школы. Разработка доцентом А.А. Вахрушевым курса «Окружающий мир» на концептуальных основах объединения. Определение принципов использования теории «психологии взросления» Д.И.Фельдштейна при создании учебников.


1997 г.

Первая Всероссийская конференция Ассоциации «Школа 2000...». Выход первого научно-методического сборника «“Школа 2000...”. Концепция и программы непрерывных курсов для общеобразовательной школы». Первая публикация концепции Объединения – «Педагогика здравого смысла». Начало массовой апробации комплекта учебников «Школа 2000...». Первый межрегиональный семинар по проблемам внедрения целостного комплекта «Школа 2000...» в г. Ижевске Удмуртской Республики. Официальное письмо МО РФ 3 145/14–12 от 17.02.97 о поддержке комплекта учебников «Школа 2000...». Начало работы со школами – внедренческими площадками на территории Москвы и регионов с целью отработки модели «Школа – методический центр» (12 регионов). Начало апробации учебников для основной школы (русский язык, литература, история, риторика, математика, естествознание, география и др. – продолжение непрерывных курсов тех же авторов).


1998 г.

Вторая Всероссийская конференция «Школа 2000...» в Москве, выход сборника «“Школа 2000...” Концепции. Программы. Технологии». Выпуск 2. Разработка концепции и программ дошкольного образования.

К работе подключается С.К.Бондырева. Коллектив в составе А.А.Леонтьева, Ш.А.Амонашвили, С.К.Бондыревой, М.Р.Леонтьевой, Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, А.А.Вахрушева, А.В.Горячева и др. разрабатывают концепцию журнала, посвященного проблемам личностно ориентированного развивающего образования. Д.И.Фельдштейн придумывает для него название.

Выход 1 номера журнала «Начальная школа: плюс–минус».


1999 г.

Создание двух учебно-методических центров с целью качественной курсовой подготовки по математике («Школа 2000...») и по остальным предметам («Школа 2100»). Начало массового независимого мониторинга уровня обученности и развития детей по математике, обучению грамоте, русскому языку, чтению (15 регионов). Окончательное оформление и публикация концептуального теоретического документа – образовательной программы «Школа 2100», - созданного авторским коллективом на базе концепции А.А. Леонтьева «Педагогика здравого смысла».

Третья Всероссийская конференция «Образовательная программа “Школа 2100” и пути ее реализации», которая стала учредительной по созданию Межрегиональной общественной организации содействия развитию образовательной программы «Школа 2100». Выход сборника «Школа 2100», вып.3.

Организация массового внедрения комплекта учебников «Школа 2000...» – «Школа 2100». Начало массовой апробации комплекта пособий для дошкольников.


2000 г.

Начало массового внедрения учебников для основной школы в Москве и регионах.

Четвертая Всероссийская конференция «Приоритетные направления развития Образовательной программы “Школа 2100”». Выход сборника «Школа 2100», вып. 4.

Организация и проведение Второго Всероссийского конкурса на лучшую методическую разработку уроков по всем предметам и учебникам Образовательной системы «Школа 2100».

Продолжение массового мониторинга уровня обученности и развития детей.


2001 г.

Проведение Пятой Всероссийской конференции «“Школа 2100”. Непрерывное образование: начальная, основная и старшая школа». Конференция принимает решение о том, что «Школа 2100» сложилась в образовательную систему.

Комплект учебников «Школа 2000...» – «Школа 2100» участвует в государственном эксперименте по обновлению содержания и структуры образования.


2000–2002 г.

Участие А.А. Леонтьева и Р.Н. Бунеева в авторской группе МО РФ по созданию государственных документов: «Концепции содержания образования в 12-летней школе» и материалов к проведению эксперимента по модернизации содержания и структуры общего среднего образования.


2003 г.

Проведение Седьмой Всероссийской конференции по проблемам развития Образовательной системы «Школа 2100». Выход сборника теоретических и методических материалов «Образовательная система “Школа 2100”. Педагогика здравого смысла».


2004–2005 г.

Активная апробация и грифование учебников для основной школы по литературе, русскому языку, истории, биологии, географии, химии. Выход сборника материалов, вып. 8 «“Школа 2100” как образовательная система», посвященного памяти А.А. Леонтьева.

Выход нового УМК для 1–4 кл. «Моя математика» (авторы Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких и др.), подготовленного в рамках Образовательной системы «Школа 2100» при участии Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, А.А. Вахрушева, А.В. Горячева, Д.Д. Данилова, О.В. Прониной.

После смерти А.А. Леонтьева научным руководителем «Школы 2100» становится академик РАО Д.И. Фельдштейн.


16 ноября 2005 г.

Обсуждение деятельности ОС «Школа 2100» на заседании Бюро Президиума РАО. Официальное признание «Школы 2100» образовательной системой. Принято заключение Президиума РАО, в котором рекомендуется использовать ее в широкой практике.


2006 г.

Состоялась X (юбилейная) Всероссийская конференция по проблемам развития Образовательной системы «Школа 2100». Авторским коллективом подготовлен и выпущен сборник материалов в помощь работникам органов управления образованием, преподавателям ИПК, педвузов, студентам, администрации школ и ДОУ, методистам и учителям «Образовательная система «Школа 2100» - качественное образование для всех».


2007 г.

Выпущен сборник программно-методических материалов «Предшкольное образование (образование детей старшего дошкольного возраста)».

Начат новый проект: «Подготовка студентов педагогических вузов и колледжей к работе по ОС «Школа 2100». В рамках проекта 2 – 3 февраля 2007 в РАО проведена Первая Всероссийская научно-практическая конференция преподавателей педагогических учебных заведений «Проблемы подготовки учителя для современной российской школы», выпущен сборник материалов участников конференции.


2008 г.

Выпущен сборник материалов в помощь педагогам ДОУ, школ и педвузов «Школа 2100». Образовательные технологии».

Начат совместный широкомасштабный эксперимент Российской академии образования и ОС «Школа 2100» «Обеспечение преемственности между ступенями общеобразовательной школы как условие получения нового образовательного результата, соответствующего Федеральному государственному образовательному стандарту (на примере Образовательной системы "Школа 2100"»).

Состоялась Вторая Всероссийская конференция преподавателей педагогических вузов «Системный подход к образованию студентов, обеспечивающий их готовность к работе по Образовательной системе «Школа 2100», выпущен сборник материалов участников конференции.

В декабре 2008 года Премии Правительства РФ в области образования удостоен авторский коллектив Образовательной системы «Школа 2100» в составе: А.А.Леонтьев, Ш.А.Амонашвили, Р.Н.Бунеев, С.К.Бондырева, Е.В.Бунеева, А.А.Вахрушев, А.В.Горячев, Д.Д.Данилов, Е.Л.Мельникова. Премия присуждена за создание образовательной системы нового поколения и её практическую реализацию в учебниках для начальной, основной и старшей школы.


2009 г.

Подведены итоги первого этапа широкомасштабного совместного эксперимента РАО и «Школы 2100» по преемственности. Результаты диагностики общеучебных умений выпускников начальной школы и другие материалы эксперимента опубликованы в сборнике «Образовательная система «Школа 2100»: опыт решения проблемы непрерывности и преемственности образования».

6-7 ноября 2009 года состоялась XIII Всероссийская конференция по проблемам развития ОС «Школа 2100». Тема конференции: «Обеспечение преемственности как условие получения нового образовательного результата в контексте принятия Федерального государственного образовательного стандарта».


2010 г.

29 – 30 января прошла IV Всероссийская научно-практическая конференция преподавателей педагогических вузов, организованная авторским коллективом и УМЦ «Школа 2100» «Компетентностный подход к профессиональной подготовке будущего педагога», выпущен сборник материалов участников конференции.